Восстановление можно описать как процесс, проходящий через несколько стадий, на каждой из которых решается ряд задач, приобретаются определенный опыт или умения, необходимые для установления сбалансированной, комфортной жизни без нужды в потреблении для этого алкоголя или наркотиков. Если отдельные этапные задачи пропущены или не решены, то будущее восстановление может стать затруднительным или осложниться, вплоть до развития рецидива. Часто недостаточный опыт трезвости приводит к стрессовым ситуациям и возникновению проблем. В этом случае трезвость становится для человека настольно невыносимой, что лучшим выходом из такой ситуации он может считать продолжение потребления.

Восстановление — это обучение больного с зависимостью нормальной, комфортной, ценностно-значимой жизни без применения психоактивных веществ. Это большее, чем просто неупотребление алкоголя или других наркотиков. Это — рост и развитие, при котором люди учатся полностью актуализировать себя.

Восстановление по программе «12 Шагов» АА/АН раскрывается в шести основных стадиях, описанных Т. Горски. Оно начинается со стадии ПЕРЕХОДА — необходимо заняться лечением наркомании, когда происходит осознание проблем, которые вызываются употреблением алкоголя или наркотиков. Затем идет переход к стадии СТАБИЛИЗАЦИИ. Больные видят, что поддерживать трезвость нелегко. Они не могут сделать этого в одиночку. Они ищут помощи. Обычно люди, которые действительно хотят быть трезвыми, именно в этот период приходят в АА/АН.

После того, как произошла стабилизация, больные переходят к стадии РАННЕГО ВОССТА- НОВЛЕНИЯ. На этой стадии начинается сознательный анализ больными истории собственного потребления алкоголя или наркотиков, понимание зависимости как заболевания, осознание того, что произошло с ними самими и их близким окружением. Пациенты учатся принимать зависимость и решать проблемы, связанные с чувством вины, стыда, болезненными эмоциями, рассматривая их как следствие заболевания. Затем начинается стадия СРЕДНЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ, на которой исправляются те нарушения, которые возникли в результате зависимости, и продолжается продвижение вперед, к установлению у больного алкоголизмом или наркоманией сбалансированной жизни. Это подготавливает больных с зависимостью к стадии ПОЗДНЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ, на которой ими осознаются те проблемы, источники которых заключены в детстве и которые снижают качество восстановления, а также мешают обретению комфортной жизни в трезвости и провоцируют возобновление потребления ПАВ. После проработки и решения вышеперечисленных проблем начинается последняя стадия — ПОДДЕРЖАНИЕ. На этой стадии работа больного над собой направлена на то, чтобы достигнуть социально значимой, комфортной жизни, в которой не возникает потребности в потреблении алкоголя или наркотиков. Продолжается дальнейшее осознание своей болезни и проведение мероприятий, направленных на преодоление возможности развития рецидива.

Групповая динамика в малой группе.

Во время лечения пациенты проходят психотерапию и психокоррекцию в условиях малых групп. Для снятия напряжения у пациентов и максимального использования ими этого психотерапевтического пространства в период лечения читается эта лекция. В лекции описывается процесс формирования группы, возникающие во время этого процесса проблемы, пути их решения, способы защитного поведения пациентов в процессе групповой психотерапии и показатели эффективности группового воздействия. Под термином «групповая динамика» подразумевается взаимодействие участников группы. Оценивая групповую динамику, можно выяснить, носят ли отношения между участниками группы конструктивный характер, т.е. пациенты способны к совместному решению групповых задач, или деструктивный характер, когда в процессе взаимодействия во время групповых дискуссий они уходят от обсуждения той или иной возникшей темы и начинают демонстрировать свои психологические защиты с целью не разрешать болезненные вопросы, касающиеся их заболевания. Иногда взаимодействие в группе может выглядеть даже как проявление сопротивления лечебному процессу.

Обратная связь ее использование в малой группе.

Обратная связь — термин, обозначающий один из самых важных для лечения факторов среди всех видов взаимодействий пациентов, происходящих в ходе психотерапии в условиях малой группы. Чем более открыт общению пациент, тем больше возможностей как у терапевта, так и у других участников группы помочь ему осознать проблемы, позволяющие ему продолжать потребление и мешающие сформировать трезвый образ жизни. Если нет открытости в контактах (взаимодействиях) с окружающими пациента другими участниками малой группы, то такую помощь осуществить, скорее всего, не получится. Соответственно, можно, с высокой долей вероятности, прогнозировать возобновление больным потребления алкоголя или наркотиков после выписки из стационара, несмотря на наличие у него достаточно сильного желания в послелечебный период не использовать ПАВ.

Механизм принятия решений и процесс личностного восстановления и преодоления зависимости.

В лекции рассказывается о механизмах поиска и реализации решений, которые часто приходится принимать в процессе жизни всем людям, и химически зависимым в том числе, чтобы изменить те или иные негативные последствия, возникшие в результате тех или иных проблем.

Необходимо во время лекции соотносить обсуждаемые проблемы с этапом лечения больного в отделении и ходом его реабилитации в рамках программы «12 Шагов» в сообществе АА/АН.

Негативное и зависимое мышление.

Негативное мышление формируется в процессе воспитания больного с зависимостью в условиях потребляющей ПАВ или дисфункциональной семьи, алкогольное/наркотическое, зависимое
— обычно в процессе формирования самой зависимости. Негативное восприятие окружающего позволяет больному с зависимостью оправдывать свое потребление, находя вокруг себя во всех сферах жизни одни недостатки, мешающие, якобы по объективным причинам, прекратить потребление ПАВ. Алкогольное/наркотическое, зависимое мышление позволяет пребывать больному в состоянии иллюзорного восприятия окружающей действительности, что мешает ему увидеть реально имеющиеся у него проблемы.

Чувства.

Чувства или эмоции позволяют человеку ориентироваться как в своей психике, так и в окружающем мире. Чувства даны человеку также для препятствования или способствования совершению им какой-либо деятельности, и если человек попытается остановить этот процесс, подавить естественное течение эмоциональной энергии, то он может попасть в неприятную ситуацию: энергия может накопиться и у него произойдет эмоциональный взрыв. Таким образом, у любого человека чувства всегда будут стремиться проявлять себя тем или иным способом. При неумелом обращении чувства могут принести своему «хозяину» массу проблем. Это зависит от того, как больной обходится со своими чувствами: сможет ли он контролировать их проявления или они станут неуправляемыми и приведут его к саморазрушающему поведению. Не управляя своими чувствами, больной никогда не сможет обрести эмоциональный баланс, так необходимый выздоравливающему человеку.

Механизмы психологической защиты и зависимость от ПАВ.

В лекции подробно разбираются основные механизмы психологической защиты больных с зависимостью, применяемые ими для оправдания своего потребления ПАВ. Особое внимание уделяется тем механизмам защиты, которые используются пациентами в условиях лечения в психотерапевтическом стационаре.

Нечестность.

Нечестность, имеющаяся у больных зависимостью, помогает им не замечать проблем, возникающих в их жизни в результате злоупотребления алкоголем или наркотиком, и достаточно комфортно продолжать потребление ПАВ. В период прекращения потребления алкоголя или наркотиков с помощью нечестности зависимый человек может, как и ранее с помощью ПАВ, избегать взаимодействия с реальностью, существующей вокруг него. Если больной человек продолжает быть нечестным с самим собой и с окружающими, несмотря даже на свое самое сильное желание оставаться трезвым, скорее всего он будет срываться, пока, наконец, честно не взглянет на самого себя и на свое отношение к другим людям.

Компульсивное (зависимое) поведение.

Компульсивное поведение можно еще назвать нехимическим видом зависимости, т.е. это такой вид поведения, который больной с зависимостью может использовать для изменения своего психофизического состояния, так же, как он раньше использовал алкоголь или наркотик. Часто в период отказа от потребления ПАВ химически зависимый человек начинает использовать компульсивное поведение для ухода от последствий воздействия возникающих в его трезвой жизни стрессов. Такой способ поведения обычно не дает ожидаемого положительного результата и вновь приводит к возобновлению алкоголизации или наркотизации.

Честность.

Честность — необходимое условие для наиболее успешного восстановления от зависимости, так как это единственный для больного зависимостью способ увидеть окружающую его реальность. Только основываясь на реальности, зависимые люди могут с наиболее высокой долей успеха решать проблемы, возникшие ранее в результате пьянства (потребления ПАВ) и возникающие по мере восстановления от зависимости.

Своеволие и отказ от упрямства. Полное согласие в отличие от уступчивости
(соглашательства).

Лекции посвящены процессу преодоления у больных с зависимостью в период лечения и восстановления таких черт характера, как своеволие, упрямство и уступчивость. Если такие черты остаются у больного в период восстановления, то можно предсказать возможность развития срыва (рецидива).

Напряжение.

При любом изменении в своем социальном поведении человек начинает испытывать напряжение, которое обусловлено, в первую очередь, неизвестностью в отношении последствий такого изменения. У больных с зависимостью существует привычный способ снимать напряжение — с помощью потребления психоактивных веществ. Если больному человеку не освоить новые пути снятия напряжения, то те изменения, которые происходят в результате изменения его жизни в период отказа от потребления ПАВ, могут, вызывая накопление напряжения, вернуть его к возобновлению пьянства или наркотизации.

Сообщество АА/НА предоставляет больному особые пути для снятия/уменьшения возникающего в его жизни напряжения. Все эти способы достаточно эффективно позволяют больным с зависимостью противодействовать чувству напряжения, возникаю- щему в процессе решения проблем личностного восстановления.

Алкоголизм (зависимость) — семейная болезнь.

Алкоголизм одного из членов семьи (например, супруга) всегда отражается на психическом и физическом состоянии другого. В лекции семья рассматривается как система, по аналогии с теоретической физической системой. Когда один из составляющих семейную систему людей начинает регулярно алкоголизироваться или наркотизироваться, он становиться нестабильным по отношению к другим членам системы; соответственно, система тоже становится нестабильной.

Но у любой системы есть особенность — стремление к стабилизации. Через некоторое время, даже при продолжающемся злоупотреблении ПАВ одного из членов, семейная система вновь становится стабильной. Однако этот факт в дальнейшем может негативно сказаться на процессе восстановления больного члена семейной системы: его новое поведение и образ жизни ведут к изменению в системе семейных отношений и тем самым снова вызывают дестабилизацию — такой процесс обуславливает напряжение и неосознанное сопротивление этому со стороны других чле- нов системы (семьи). Если семейная система в этот новый для нее период жизни не изменяется, то больной либо вынужден вернуться к потреблению алкоголя или наркотиков, либо система распадается. Для стабилизации позитивных изменений в семейной системе в период прекращения потребления ПАВ одним из ее участников необходимо и другим членам семьи начать процесс по изменению сложившейся привычной ситуации. Легче всего такое изменение происходит тогда, когда зависимый посещает группы АА/НА, а его родные и близкие — группы АлАнон и НарАнон.

Манипуляции.

В лекции представляется общая теория манипулятивного поведения у больных зависимостью.

Дефекты характера, мешающие восстановлению.

В лекции рассматривается воздействие так наз. дефектов характера, имеющихся у больных с зависимостью, на процесс восстановления. Если в процессе восстановления больной не будет искоренять дефекты своего характера, то, скорее всего, проблемы, которые они ему приносили и приносят, вновь настроят его на возобновление потребления.

10-й шаг АА.

В лекции описывается методология работы по 10-му шагу программы АА/АН: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это». Этот шаг можно считать уникальным, так как его можно начинать делать практически с самого начала включения пациента в программу восстановления АА/АН. На первых порах, для приобретения опыта работы по этому шагу пациенту бывает достаточно осуществлять анализ своего поведения ежедневно.

Чувство обиды.

Чувство обиды часто возникает у химически зависимых людей. Это чувство, появляющееся в результате всевозможных деструктивных контактов с окружающими людьми, наиболее полно позволяет больным с зависимостью оправдывать начало или продолжение злоупотребления психоактивными веществами. Оно также помогает оправдывать перед другими людьми и собой отказ от возможной помощи по преодолению зависимости, в том числе и профессиональной, если зависимый человек найдет или сам же спровоцирует повод для обиды на тех, кто эту помощь может ему оказать.

Чувство вины.

Зависимый человек живет с постоянным чувством вины за свое поведение в период пьянства или потребления ПАВ. С одной стороны, чувство вины, особенно перед близкими людьми, пр воцирует больного на попытки изменить ситуацию со злоупотреблением, с другой, — когда чувство вины становится невыносимым, больной с зависимостью облегчает свое состояние единственным ему известным и наиболее доступным способом — потреблением ПАВ. Соответственно, на первых этапах восстановления больному наиболее важно максимально избавиться от чувства вины, чтобы вновь под его давлением не вернуться к возобновлению потребления. Признавая себя больным, зависимый человек практически решает эту задачу, так как многие негативные поступки его происходили в период обострения заболевания. В сообществе АА/НА процесс по уменьшению чувства вины идет в период работы пациента над 1-3, 8-9 и 12-м Шагами программы.

Одиночество. Гнев.

В лекциях отражаются взгляды сообщества АА/НА и программы «12 Шагов» на эти эмоциональные состояния, как наиболее способствующие возобновлению потребления ПАВ. Даются рекомендации, как необходимо работать с этими чувствами в период становления трезвости, какие возможности для этой работы предоставляет сообщество АА/НА.

Ложные представления (мифы) о «срыве».

У химически зависимых людей имеется множество неправильных представлений о «срывах» (рецидивах). Чем больше у больного с зависимостью таких неправильных представлений, тем меньше у него шансов в процессе восстановления избежать рецидива. Разбор основных неправильных представлений о срывах позволяет пациентам более адекватно подходить к симптомам приближающегося рецидива и предпринимать необходимые действия для купирования подобных состояний, в том числе с помощью методологии сообщества АА/АН.

Симптомы «срыва».

Начало рецидива характеризуется у больного с зависимостью от ПАВ с появления у него отрицания и попыток избегания нормальных способов решения проблем, что в дальнейшем может привести к риску появления в его жизни новых факторов, вызывающих рецидив. Только рассматривая в совокупности все возможные нарушения в жизни человека, страдающего зависимостью, и все предупреждающие о развитии срыва сигналы, можно понять, откуда возникает сама ситуация срыва у конкретного больного. В результате срыва у больных с зависимостью возникают серьезные проблемы как в социальной сфере, так и с физическим состоянием, т.е. разрушаются взаимоотношения с окружающими людьми, а нарушения со стороны здоровья могут привести к инвалидности или смерти. В конце концов, «сорвавшиеся» люди становятся перед единственным выбором: прекратить потребление и вернуться к выздоровлению или умереть. Такова природа химической зависимости. Если больной в состоянии принять «программу одного дня» сообщества АА/НА, он может вернуться к выздоровлению практически на любом этапе развития срыва.

В лекции рассматриваются наиболее распространенные нарушения (симптомы), предупреждающие о начале или развитии «срыва».

Депрессия.

В процессе преодоления зависимости больные встречаются с состояниями, которые называются ими «депрессией». Однако не все депрессивные состояния нуждаются в лечении у специалистов, и, особенно, с помощью лекарств — антидепрессантов. Различаются три вида депрессий
согласно их этиологии:

1. Эндогенные депрессии. Они возникают у психически больных людей.
2. Экзогенные депрессии. Они развиваются у людей, у которых имеется какое-либо поражение головного мозга, например, травматического или токсического характера.
3. Психогенные (реактивные) депрессии. Часто возникают в связи с неадекватными личностными реакциями человека на то или иное событие в его жизни. Как правило, такие реакции определены наличием негативного и зависимого (алкогольного) способа мышления у больного с тем или иным видом зависимости.

Для химически зависимых людей наиболее характерны 2-й и 3-й вид депрессивных расстройств. Экзогенные депрессии лечатся в основном с помощью лекарств — ноотропов. Психогенные — с помощью изменения личностного реагирования больного на стрессы. Это может осуществляться и в процессе участия больного в программе восстановления по методологии сообщества АА/АН.

Физические симптомы, возникающие в период выздоровления.

Восстановление от зависимости не завершается после выписки из стационара, а продолжается еще длительное время. В этот период происходит процесс адаптации организма больного с зависимостью к новому, непривычному для него способу существования — без алкоголя и наркотика. Для больного и, соответственно, для его организма нормально существовать в нетрезвом состоянии: именно таким образом нарушена длительным приемом привычного психоактивного вещества биохимическая основа деятельности ЦНС у зависимого человека. Так как мозг человека руководит всеми физическими процессами в организме, как бы являясь их диспетчером, физическое состояние больного также зависит от наличия в его нервной системе привычного ПАВ. Когда нет наркотика или алкоголя, необходимого для работы организма, физическое состояние больного становится таким же нестабильным, как и психическое. Однако если пациент относится спокойно и разумно к тем физическим изменениям, которые возможны у него в период восстановления от химической зависимости, то он может избежать возникновения некоторых эмоциональных проблем и психических травм.

Структура программной групповой работы включает в себя различные специальные методики
и техники. Вышеназванным критериям целесообразности применения отдельных психотехник в работе с пациентами, страдающими зависимостью от ПАВ, отвечают следующие виды психотерапевтического воздействия, применяемые в отделении:

1. проблемная групповая дискуссия — в ходе ее используются такие подробно описанные в работе психотерапевтические приемы, как опрос, спецификация, конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, обратная связь;
2. разъяснительная психотерапия — предоставление пациентам сведений об особенностях развития и течения их заболевания, о тех нарушениях, которые оно вызывает во всех сферах функционирования больного человека. В лечебной программе отделения эти задачи решаются на лекциях (поз

навательный раздел программы);
3. «психотерапевтическое зеркало» по С.С. Либиху — техника, которая заключается в раз боре определенных симптомов заболевания (в данном случае — зависимости) или анамнестических данных одного из пациентов в рамках обсуждаемой темы. Обсуждение может быть анонимным, когда пациент называется, или не анонимным — когда он называется прямо по фамилии, например, в том случае, если есть возможность воздействовать психотерапевтически не только на других пациентов, но и на него самого. Данная методика позволяет пациентам с помощью легко узнаваемых примеров увеличить доверие к той информации о болезни и способе преодоления ее, которую предлагают на лекциях или групповых занятиях сотрудники психотерапевтической программы;
4. когнитивная психотерапия — помогает пациентам провести границу между собственным отношением к тому или иному событию и самим событием, реально существующим неза- висимо от их желания или мнения. Такой подход наиболее эффективно позволяет больным с зависимостью «обрабатывать» поступающую из окружающего их социума информацию, заменяя свойственный им способ мышления, называемый «негативным», на более конструктивные формы обдумывания и разрешения возникающих проблем. Например, методики «когнитивное научение» и «когнитивная конфронтация» чаще всего применяются во время групповой психотерапии, а «экспериментальный метод» используется в ряде лекционных и тренинговых занятий в познавательной части программы;
5. рационально-эмотивная психотерапия, тренинг по осознанию чувств (эмоций) — позволяет больным приобрести навыки контроля и коррекции своего эмоционального состояния без применения алкоголя или других психоактивных веществ. Такие умения дают пациентам возможность в дальнейшем наиболее эффективно решать возникающие в их жизни проблемы без серьезных эмоциональных потрясений и рецидивов, обычно происходящих из-за неспособности контролировать проявления своих чувств;
6. гештальт-терапия, а точнее, отдельные ее элементы и упражнения, которые направляются на обучение пациента следующим навыкам: решения насущных проблем, возникающих в данный момент («здесь и сейчас»); открытого и непосредственного контакта с другими людьми; принятия личной ответственности за свое состояние на себя самого; осознания чувственных и телесных ощущений, необходимых для наиболее полной ориентации человека в самом себе и своем окружении, и т.д.;
7. тренинг умений, ролевые игры (с элементами психодрамы) в результате применения этих
психотехник пациенты получают опыт решения различных проблем, в том числе они могут выявить и опробовать методы отказа от потребления ПАВ в различных ситуациях;
8. рациональная психотерапия — помогает пациентам с помощью построения прямых логических связей между причиной и следствием увидеть в своих высказываниях и мировосприятии противоречия, которые мешают им формировать и поддерживать трезвый образ жизни;
9. провокативная психотерапия — направлена на активное вскрытие и разрушение патологических проявлений механизмов психологической защиты, демонстрируемых пациентами с целью отрицания болезни, уклонения от психотерапевтического воздействия. Кроме того, данная методика помогает пациентам увидеть свои социальные акции, поступки, часто продиктованные болезненным состоянием, с наиболее реальной точки зрения, т.е. глазами постороннего, не включенного в систему патологического социального взаимодействия человека — специалиста, работающего в психотерапевтической программе;
10. методика парадоксальных интенций В. Франкла — применяется обычно в тех случаях, когда пациент упорно пытается убедить психотерапевта, других специалистов или пациентов в том, что у него нет проблем с потреблением ПАВ, несмотря на то, что эти проблемы очевидны, и что он в дальнейшем вполне может потреблять алкоголь или наркотики без отрицательных последствий для себя. Воздействие на пациента с помощью этой методики может преодолеть имеющиеся у него отрицание болезни и ее последствий, а также сформировать мотивацию на дальнейшее лечение наркомании и восстановление;
11. структурный анализ, трансактный анализ и сценарный анализ (Э. Берн). Эти методики позволяют пациентам достаточно быстро освоить способы определения и контроля тех болезненных нарушений, которые возникают у них в психологической сфере (структурный анализ), в социальной сфере (трансактный анализ), и сфере неосознаваемых базисных сценарных установок, сложившихся в период детского воспитания и развития больного (сценарный анализ);
12. арт-терапия — в основном направляется на выражение пациентами с помощью художественных средств (например, рисунка) взаимоотношений «Я и моя болезнь», что позволяет
на уровне художественных метафор преодолеть отрицание, анозогнозию заболевания;
13. библиотерапия стимулирует пациентов отделения к чтению литературы, рекомендуемой
и издаваемой сообществом АА/АН, позволяет им в процессе чтения, на примере описанных в ней случаев, самостоятельно определять у себя симптомы алкоголизма или наркомании, а также знакомиться с реальной методологией, по которой можно начать собственное эффективное личностное восстановление. Иными словами, эта методика может воздействовать на формирование у пациента надежды и мотивации на успешное преодоление зависимости;
14. видеотерапия и аудиотерапия — в первую очередь используются не столько для предоставления пациентам той или иной информации, сколько с целью воздействия на когнитивную и чувственную сферы их личности с помощью определенных способов подачи специфических знаний, например, в виде специально подобранных художественных фильмов, видео- и аудиолекций. При использовании данной методики следует учитывать определенную степень доверия пациентов с химической зависимостью к средствам мас- совой информации — радио и телевидению.
Несомненно, возможно применение и других методик, если психотерапевт может обосновать целесообразность их использования в конкретной психотерапевтической ситуации.