В ряде СМИ опубликованы комментарии по поводу подготовленного ФСКН России проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка контроля за исполнением лицами возложенной на них при назначении административного наказания судом дополнительной обязанности пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».

Некоторые средства массовой информации безосновательно приписывают ФСКН России функции, о которых ни слова не говорится в проекте постановления Правительства Российской Федерации. В частности утверждается, что якобы «наркоконтроль хочет увеличить базу контролируемых», что «затруднит возможность помощи больным наркоманией», что «у полиции и наркоконтролёров появится дополнительный рычаг шантажа задержанных: передача компромата по месту работы и учёбы».

Такое вольное толкование проекта постановления не способствует пониманию серьёзной проблемы, с которой столкнулось наше общество, дезинформирует читателей, вводит их в заблуждение.

Появление проекта продиктовано тем, что в последние годы в нашей стране складывается сложная криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она представляет серьезную угрозу не только здоровью населения, но и в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Более полумиллиона человек в России одномоментно подвергается тому или иному виду наказания за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Это число включает в себя: 147 тысяч, отбывающих наказание в местах лишения свободы, 113 тысяч осужденных условно, более 100 тысяч подследственных и около 200 тысяч выявленных и наказанных по административной линии. При этом длительную реабилитационную помощь получают лишь порядка 20 тысяч наркозависимых в год.

Сложившаяся беспрецедентная ситуация является неприемлемой и требует оперативной мобилизации государства и общества, системных усилий, направленных на кардинальное снижение наркотизации населения страны.

Достаточно эффективной мерой для мотивации лиц, больных наркоманией и потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, на лечение и реабилитацию послужит возложение судом обязанности пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании.

Исходя из изложенного, ФСКН России подготовлен законопроект, которым предлагается наделить суд в рамках административного судопроизводства указанными полномочиями.

Во исполнение указанного законопроекта разработан проект постановления, который не предусматривает создание системы учета наркопотребителей. Также проектом постановления не предусмотрен учет лиц, впервые попробовавших наркотики и, по мнению суда, не нуждающихся в лечении и реабилитации. Постановление лишь утверждает порядок, который определяет систему мер, направленную на обеспечения контроля за исполнением решения суда лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотики без назначения врача.

Принятие указанного постановления развивает, уточняет и конкретизирует Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690, в части, касающейся развития программ лечения, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Исходя из данных, представленных Федеральной службой исполнения наказаний, в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) на 1 января 2012 года из 760 тыс. находившихся в учреждениях УИС человек 56,4 тыс. состояло на наркологическом учете и нуждалось в медикаментозной терапии. Кроме того, в 2012 г. в программы освобождения от зависимости было направлено 14,9 тыс. условно осужденных лиц, на которых суд возложил исполнение обязанности пройти курс лечения от наркомании.

Данные факты доказывают необходимость дальнейшего развития системы комплексной реабилитации и ресоциализации как наркозависимых лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, так и лиц, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотических средств и по мнению суда нуждающихся в лечении и реабилитации.

Для освобождения от зависимости лиц, страдающих наркоманией и совершивших уголовное или административное правонарушение, необходимо максимально использовать механизмы побуждения к лечению и реабилитации.

Ведущую роль в реализации этих механизмов должны сыграть судебные и иные правоохранительные органы, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Поскольку проект постановления затрагивает интересы всего общества, он размещен на официальном сайте ФСКН России для общественного обсуждения. Органы наркоконтроля обращаются ко всем заинтересованным сторонам с просьбой о внесении конкретных предложений как по вопросам организации деятельности по реабилитации лиц, больных наркоманией, так и по предлагаемому проекту постановления. Все замечания и предложения в обязательном порядке будут учтены при доработке проекта и его согласовании.

 Источник: ФСКН России